понедельник, 25 августа 2014 г.

Вологодское кружево


Один из центров русского севера - Вологда славится своими кружевницами. С начала 19 века в Вологде и окрестностях развивается кружевоплетение. Почти что у всех дворян дворовые плетут кружево, копируя изначально западные образцы, привезенные из Франции, Голландии, Германии, Брюсселя. Организуются первые кружевные фабрики.
В середине 19 века вологодская кружевница Анфия  Федоровна Брянцева изобретает новый способ плетения штучных изделий, который получил название "вологодский манер". Впоследствии ее дочь обучает этому способу плетения вологодских кружевниц.
После отмены крепостного права в Вологодской области появляется большое число кружевниц-надомниц. Плетут кружево и мужчины. Кружевоплетение превращается в промысел. Для многих крестьян кружевоплетение становится основным заработком.



В России организуются школы кружевниц. Одна из них Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. Туда приезжают учиться мастерицы со всей страны, в том числе и из Вологды.                                
На фото вологодская кружевница 19 века.
За историю своего существования изменялись условия труда вологодских кружевниц, преобразовывались и меняли свои названия организации, занимающиеся в Вологде кружевом, но сам промысел сохранялся, развивался и процветал.
Во время советской власти кружевом занимались  художники- кружевницы, многие из которых получили образование еще до революции. Они придумывали узоры, разрабатывали схемы, продумывали технологию изготовления той или иной работы. Характерные для северных земель тонкие, резные узоры отражались, как в деревянном зодчестве, так и в кружевоплетении.

В Вологодском музее кружева представлена история развития этого промысла с зарождения до наших дней. Очень тонкие, изысканные работы удивляют и восхищают своей крассотой, высоким качеством исполнения и разнообразием узоров.

На фото скатерть "Цветочная" 1920-1923 года авт. М.Н.Груничева












Во все времена существования этого промысла вологодские кружевницы выплетали мерные кружева. Мерным золотным кружевом украшали церковные предметы и одежды священнослужителей. На фото саккос 18 века и образцы мерного золотного кружева 17-18 века.

 


Использовалось мерное кружево и в украшении крестьянской одежды - рубах и передников. Из кружева выплетались целые предметы одежды для более обеспеченных горожанок, такие как монто, косынки, воротники. Выпускают кружевную одежду и в наше время.

 

На выставке представлено несколько образцов женской одежды, выполненной из кружева. На фотографиях вы видите - манто кон. 19-нач.20 веков и тунику 1986 г. авт. Г.Н.Мамровская.

Также есть предмет мужского праздничного гардероба - кружевной галстук, который сплела одна из кружевниц своему родственнику на свадьбу.
Продолжая свадебную тему, хочется рассказать о платье 70-х годов прошлого века, которое мама с дочкой разработали и сплели самостоятельно к свадьбе дочери. Кружево в Вологде плетут почти все. Если это не является основной работой, то становится дополнительным заработком или хобби.

В советское время вологодские кружевницы занимали первые места в различных международных выставках со своими работами. Например, в 1969 году на ХХV юбилейной Международной выставке в Пловдиве объединение "Снежинка" было награждено Золотой медалью.
В 60-х годах прошлого века артели кружевниц Вологодской области были объединены в фабрики. А позднее фабрики объединились в Вологодское кружевное объединение "Снежинка", которое существует и поныне.

Потрясающие скатерти, занавесы и панно выплетали вологодские кружевницы в советское время. Из предметов быта они превращались в самодостаточные произведения искусства со своими художественными особенностями и отличиями.
На выставке представлена серия работ выполненная по сказкам Пушкина:
Панно "У Лукоморья" 1999г. авт. М.Ю.Пальникова, занавес "Сказка о царе Салтане" 1999г. авт. Г.Н.Мамровская, Т.Н.Смирнова, скатерти "Град на острове стоит" 1999г. Н.В.Веселовой и "Золотая рыбка" 1999г. А.Н. Ракчеевой. На фото первые две работы.

 

В изготовлении больших работ участвовали одновременно несколько плетей, так раньше называли кружевниц, сходных по манере исполнения, художественному почерку и темпераменту. Каждая кружевница выплетала свою часть работы, а потом  все части соединялись в единое полотно.

За историю своего существования вологодские кружевницы неоднократно сотрудничали с известными модельерами и дизайнерами нашей страны. Сотрудничество кружевниц с дизайнерами украшений позволило создать очень необычные, нежные и трогательные женские украшения с использованием плетеного кружева. Среди представленных на выставке - гарнитур ювелирный "Птицы" 1987г. авт. В.Д.Веселова, В.П.Кордюков  и колье "Романтика" 1993г. авт. В.Д. Веселова

В настоящее время промысел продолжает жить. В манере вологодского кружева разрабатываются и выплетаются как хорошо известные и полюбившиеся изделия - мерное кружево, салфетки, воротники, так и модели современного назначения и дизайна, например  логотипы компаний.

В мир кружева, утонченности, изысканности и своеобразной красоты погружает зрителя постоянно действующая выставка музея Вологодского кружева. Столько нежных женских сердец нашли отражение в представленных работах. Выставка потрясает своей красотой и долговечностью изделий. Некоторое кружево хранится уже более ста лет.
Богатство русской души, воплощенной в кружеве делает эту выставку уникальной еще и потому, что позволяет проследить развитие художественного сознания мастериц с самого момента зарождения и расцвета кружевоплетения до наших дней.
На фото панно "Вологда" 1986 авт. А.Н. Ракчеева.



































В подготовке материала использованы:
-Вологодское кружево/Л.Д.Коротаева, А.А. Глебова, 2010
-Музей кружева:путеводитель/Сост. Ю.В.Евсеева, Е.Е.Гульнева, 2013

2 комментария:

  1. Ответы
    1. Спасибо, Lazanna. Мне было интересно знакомиться с вологодским кружевом и читать о его истории.

      Удалить